«Говорящие руки» – залог качественного образования

(Boshlang‘ich ta’lim 2015.08)

Каждый педагог, родитель и ученик – сторонник качественно­го образования. Известно, что перед учителем специализирован­ной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей стоит ответственная задача: объяснить материал по литературе, исто­рии или другому предмету посредством жестовой речи. В такой школе обучаются разные детикто-то слышит с помощью слу­хового аппарата, а кто-то и вовсе ни звука. Многие из таких детей в основном считывают информацию с губ говорящего.

Вспоминая свои школьные годы, могу сказать, что некоторые из моих одноклассников воспринимали речь учителя только считывая с губ. Од­нако у каждого педагога свои особенности в артикуляции. Поэтому, к сожалению, не всех учителей можно было понять. Некоторые из них говорили слишком быстро. На одном уроке некоторые ученики способны заучить всего 20–30% слов, сказанных учителем. В классах, как правило, обучались 10–15 учеников. Среди них было два-три одноклассника, ко­торые и вовсе не понимали слов учителя, несмотря на старания уловить их движения губ. А возможности что-то переспросить или уточнить сло­во, его значение практически не было.

К примеру, на уроках учитель иногда рассказывала без пауз более 30 минут. Те, кто хоть немного мог слышать, слушали с интересом, а детям с минимальным слухом подчас было трудно высидеть такие уроки, так как они, не улавливая некоторых слов, сбивались с мысли и не могли выстроить логический рассказ. Были и такие педагоги, кто вел заня­тия, используя язык жестов. На таких уроках каждый из нас чувствовал себя комфортно, понимал, о чем идет речь и слушал, включался в беседу с удовольствием. Следовательно, вывод таков: существует необ­ходимость в том, чтобы педагог, обучающий детей с нарушениями слуха, владел языком жестов.

Познакомимся с международным опытом

Известно, качественное образование является показателем раз­вития страны. В нашей республике созданы все условия для получения молодежью качественного образования во всех зве­ньях. В ходе поездки за рубеж, пользуясь случаем, поближе познакомился с учебными заведениями, где обучаются дети с нарушениями слуха, а также опытом педагогов, их методикой обучения. Например, школа «Lexington school for the deaf» в Нью-Йорке и университет «Gallaudet» в Вашингтоне для глухих приятно удивили меня. В школе для глухих детей «Lexington school for the deaf» все учащиеся ведут активный образ жиз­ни, созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог зани­маться любимым делом, к примеру, в спортзале или в актовом зале. Здесь каждый педагог без труда общается с детьми с помо­щью жестового языка. В ходе общения с ними я узнал, что каждый педагог обязан знать язык жестов, иначе его не примут на работу. Инте­ресно, что будущие педагоги этих учреждений – студенты вузов – проходят практику в клубах или школах для глухих, где в ходе общения лучше осваивают язык жестов.

Мое любопытство натолкнуло меня на мысль завести пере­писку с друзьями из разных стран в социальных сетях и уз­нать, как обстоят дела у них с обучением детей с нарушения­ми слуха.

Роман Порядин из Дюссельдорфа (Германия):

– Моя дочка посещает школу-интернат для слабослы­шащих детей в Дюссельдорфе. У нас нет закона, который бы требовал от учителей знания языка жестов. Однако боль­шинство владеют им. Например, в Гамбургской школе глухих каждый педагог должен уметь использовать жестовый язык.

Аскер Абдульваапов из Руасси-эн-Бри (Франция):

– У меня три дочки, две глухие и одна слабослышащая. Они учат­ся в школе для глухих детей. Учи­теля свободно общаются с доче­рями на языке жестов. Педагоги, работающие в школах для детей с нарушениями слуха в нашей стране, в обязательном порядке должны знать и общаться с подо­печными на языке жестов.

Язык жестов – язык общения и обучения

Недавно во Дворце культуры глухих Узбекистана состоялась Ташкентская областная отчетно- выборная конференция Общества глухих Узбекистана, где прошли выборы руководителя Ташкентско­го областного правления. В ходе мероприятия были обсуждены ус­пехи и недостатки в этом направ­лении. Один из активных участни­ков, член и ветеран Общества глу­хих Узбекистана, Олег Осипов при­влек внимание собравшихся к вопросу об обязательном знании пе­дагогами языка жестов, работаю­щими в школах для детей с нару­шениями слуха.

У каждого ребенка с наруше­ниями слуха свои особенности в восприятии речи собеседника. Слух у каждого разный. Без жес­тового языка большинство тугоу­хих детей, обучающихся в школах, несмотря на старания, не улавли­вают важную и нужную им инфор­мацию на уроке, в результате об­разуются пробелы в знаниях, сни­жаются успеваемость и интерес к познанию. Жестовая речь и пра­вильная артикуляция губ педаго­га помогут каждому школьнику ак­тивно и с интересом участвовать в ходе занятия, что также пози­тивно повлияет и на развитие гра­мотности ребенка.

 

Author: mamur

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *