Образование для всех

(Учитель Узбекистана 2016.8.07. №28 (2423)

В первые годы независимости на­шей страны по воле судьбы я учился в столичной специализированной школе-интернате для слабослыша­щих детей № 102. После ее оконча­ния, как и остальные мои однокласс­ники, хотел продолжить учебу и по­лучить среднее специальное образо­вание. Нам и нашим родителям при­шлось долго думать об этом, потому что на тот период не было специали­зированных профессиональных обра­зовательных учреждений для детей с нарушениями слуха. Некоторые од­ноклассники из-за нехватки условий в образовательных учреждениях и от­сутствия переводчиков решили устроиться на работу, кто не смог найти работу, остался и без работы, и без учебы.

Моим родителям тоже пришлось нелегко в вопросе решения дальней­шей моей судьбы и выбора пути. Це­лью было получение качественного образования и овладение професси­ей, потому что тем, кто имеет нару­шения слуха, без специальности ра­боту найти сложно.

Некоторые из одноклассников, в том числе и я, решили продолжить учебу, а остальные выбрали другой путь в соответствии со своими воз­можностями, потребностями и жела­ниями. Три одноклассницы поступи­ли в среднее специальное, професси­ональное образовательное учрежде­ние для получения специальности кулинара. А я пошел учиться в сред­нее специальное учебное заведение социального обеспечения для инва­лидов, в котором были разные на­правления. По совету родителей и в соответствии с моими интересами выбрал направление обучения на ма­стера по ремонту теле- и радио­аппаратуры.

Так и началась история моей учебы в образовательном учреж­дении, где в основном обучались дети с ограниченными возмож­ностями, дети-сироты. С нару­шениями слуха кроме меня была еще одна девушка, выпускница нашей школы, которая училась на втором курсе швейного про­изводства. Нас, привыкших к чистоте и порядку в школе, по­ложение в образовательном уч­реждении не очень устраивало. В некоторых кабинетах были сло­манные стулья и парты. Процесс обучения проходил с трудом, за­нятия воспринимались только посредством чтения с губ препо­давателя. Нужно было часто об­ращаться за помощью к рядом сидевшему, задавать вопросы и списывать урок. Приходилось выполнять домашние задания на переменах и после учебных заня­тий с помощью однокурсников, потому что во время занятий полностью понять наставника было невозможно. Иногда преподаватель рассказывал долго и быстро, а я сбивался с мысли — уловить и понять его слова чтением с губ оказывалось невозможным.

Плоды независимости

В настоящее время дети нашей страны развиваются и получают ка­чественное образование независимо от физических возможностей. В рес­публике создаются все условия для получения полноцен­ного и качественного образования каждому ребенку, в том числе лицам с ограничен­ными возможностями. Это, конечно, ра­дует не только детей, но и их родителей.

Недавно по пред­ложению сурдопере­водчика Ташкентско­го специализирован­ного промышленного профессионального колледжа Зои Абдунабиевой посетил это образовательное уч­реждение, функцио­нирующее в Мирзо- Улугбекском районе столицы. Сначала она познакомила меня с заместителем дирек­тора по профессио­нальному образова­нию Азизом Саидходжаевым, сообщив ему о цели моего прихода. Азиз Азатович немно­го рассказал об условиях содержания и обучения в заведении и предложил ознакомиться на деле: как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В сопровожде­нии переводчика знакомство с совре­менным профессиональным коллед­жем было приятнее и комфортнее. Зоя Ташпулатовна, пожалуй, одна из самых лучших переводчиков для детей с нарушениями слуха. Она многие годы посвятила Обществу глухих Уз­бекистана, ее ценят и уважают и стар­шие, и молодые с нарушениями слуха.

Мы посетили занятия в некоторых группах, где обучают неслышащих. Сначала зашли в группу обучения по­варскому искусству (кулинарии), где преподаватель рассказывала о видах и сортах мяса, правилах его выбора для приготовления супов, для фарша и самсы. Раскрыла секреты определе­ния свежести мяса и его долгого хра­нения. После перемены зашли в дру­гую группу, где шло занятие по теме «Религиозный экстремизм и терро­ризм». Потом по очереди посетили группы, изучающие швейное произ­водство и плотницкое дело. Каждое увиденное нами занятие было по-сво­ему привлекательным. С интересом слушая и наблюдая, невольно вспо­минал свои годы учебы…

Время прошло незаметно, в столо­вой учащихся ждали на обед. Зоя Абдунабиева пригласила и меня. При­ятно удивился, когда узнал, что здесь обеспечено четырехразовое бесплат­ное горячее питание. По лицу каждо­го учащегося было видно, что это счастливые дети нашей независимой страны.

Современный колледж мечты — теперь для каждого ребенка

По словам заместителя директора по профессиональному образованию, колледж создан в 2006 году. В основ­ном в нем обучаются дети-сироты, прием учащихся с нарушениями слуха ведется с 2012 года. Обучение осуще­ствляется по 7 направлениям: металло­обработка, электрогазосварка, авто­слесарь, швеи широкого профиля, плотник, цветовод-озеленитель, повар. По просьбе большинства родителей дети с нарушениями слуха обучаются профессиям плотника, швеи широкого профиля, повара. В 2015 году 12 чело­век изъявили желание овладеть про­фессией автослесаря. После оконча­ния обучения выпускникам помогают трудоустроиться на постоянную работу в те учреждения, где они в течение двух лет проходили производственную практику. В сентябре 2015 года пост­роена столовая, где организовано бес­платное четырехразовое питание.

На балансе колледжа имеются ав­тобус «UZotoyol» и микроавтобус, подаренный заводом «Тошрангметалл», которые предназначены для учащихся. Есть общежитие для детей-сирот и приезжих детей с нару­шениями слуха из областей.

Учитывая потребности учащихся с нарушениями слуха и пожелания ро­дителей, в колледже работают 4 опытных сурдопереводчика. С их помощью дети имеют больше воз­можностей полноценно осваивать выбранную ими профессию.

Теперь родители выпускников спе­циализированных школ-интернатов без проблем и опасений могут отдать своих детей для продолжения обуче­ния в профессиональный колледж, где они освоят выбранную специальность.

Author: mamur

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *