«Жестовый» язык имеет право на существование так же, как узбекский, русский и другие языки

(«Maktabgacha ta’lim metodikasi va nazariyasi»(Методика и теория дошкольного образования) 09.2019.. №9 (9)

Обогащение словарного запаса детей начинается с дошкольного возраста. Педагоги в первую очередь фокусируются на обучении простыми словами. Дети с нарушениями слуха всегда развиваются по особому пути, чтобы восполнить недостающую информацию, которую обычный ребенок получает из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям и воспитателям детей с нарушением слуха. Когда дети начинают ходить в детский сад, рекомендуется начать с жестового языка и развивать его.
Почему именно жестовый язык? Таким детям трудно запомнить слова, не зная жес­товый язык, который служит мостом между словами и воспоминаниями, если ребенок не слышит голоса. Все знаки имеют жестовую «кличку», то есть это передается ребенку не словами, а жестами. Мы поделимся с вами некоторыми советами и предложениями, чтобы обогатить словарный запас особенного ребенка.
Прежде всего, мы хотели бы напомнить вам, что есть разные категории таких детей, и при развитии их словарного запаса будут учтены следующие:

  1. Глухой с рождения – уровень слуха низкий, затрудняется разговаривать речью;
  2. Глухой с рождения – уровень слуха низкий, с хорошей речью;
  3. Слабослышащий с рождения – с помощью слухового аппарата может слышат, но затрудняется разговаривать;
  4. Позднооглохший с сохранением хорошей речью;
  5. Разные уровни психического развития ребенка.
    Вышеуказанные категории детей надо контролировать, особенно в первой категории все происходит сложнее. Надо создать отдельный список для детей с разными психическими развитиями и работать с каждым из них индивидуально. Если ребенок имеет родителей с нарушением слуха, у него жестовый язык развивается рано, чем остальные, так как его родители всегда связываются жестовой речью. Некоторые считают, что надо запретить детям жестовый язык, и они должны только улавливать слова с губ. Жес­товый язык такой же «язык» как узбекский, русский, английский и другие, он не мешает развитию ребенка, наоборот, облегчает ему общение со сверстниками и окружающими. Жестовый язык также играет важную роль в развитии словарного запаса ребенка.
    Чем лучше знает воспитатель жестовый язык, тем легче будет с ребенком общаться. Детей надо научить наименованиям предметов на картинке тремя различными способами, такими как жестовая кличка, словами с помощью дактильного алфавита и, конечно, с чтением губ. Дети должны освоить все три вышеперечисленные действия. Поскольку каждый элемент имеет «жестовую кличку» и память ребенка развивается через нее, наименование субъекта хорошо запоминается им, но назвать предмет им довольно сложно.
    Воспитатели не только должны объяснять предметы детям жестовой речью, но передавать им слова по губам. Движение губ должно быть таким, чтобы ребенок мог легко понять названия предметов. В результате дети становятся старше и начинают замечать губы окружающих и общение с ними облегчается. Однако, для развития этого навыка педагог должен регулярно взаимодействовать с детьми. Движение губ является ключом к передаче слов. Понимание слов с улавливания губ дает им исследовательские возможности и, по мере роста, они будут лучше понимать окружающий их мир. Такое поведение может ограничивать когнитивное развитие детей с нарушениями слуха. Возможность самостоятельного принятия решений и обучения самообслуживанию напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей, ответствен­ности и воли ребенка.
    Когда дети становятся старше, большинство из них хорошо помнят слова, которые они часто используют в течение всей своей жизни, в то время как другие сложные слова могут замедлить их по мере взросления. Поэтому в раннем возрасте ребенку необходимо читать как можно больше легких интересных сказок и расширять словарный запас. Важно поощрять дошкольников учиться как можно раньше, играть в различные словарные игры, чтобы у них появился интерес к поиску новых слов. Детям раннего возраста часто нужно напоминать об используемых словах, если они «слышат» каждое слово два или три раза, они забудут его снова через несколько дней, потому что они не могут услышать его из речи людей, поэтому они должны тщательно запечатлеть его в сознании.
    Исследования детских психологов пос­ледних лет доказывают, что общение на жестовом языке помогает преодолеть коммуникационные барьеры, раскрепоститься, выразить свои желания и эмоции. Жестовый язык – бесценное средство общения и взаимопонимания, стимулирующее когнитивное, социальное и эмоциональное развитие маленького ребенка: глухого, слабослышащего, с кохлеарным имплантом и даже слышащего.


Author: mamur

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *